К концу второго года проживания джагов в России демоны, наконец, дали согласие на их переселение в города, разумеется, вместе с семьями. Предполагалось, что джаги и там будут селиться компактно, образуя новые общины, но при этом не порывая окончательно связей и со своими прежними. Перебазирование целиком уже существующих общин даже не рассматривалось, поскольку кому тогда отойдет купленная земля? Ну а перебираться на выселки из чрезмерно разросшихся общин для джагов было не впервой, это и в Джаганате часто практиковалось.
Городские власти, заинтересованные в рабочей силе, стали строить под джагов целые микрорайоны, жилье в которых предполагалось сдавать им по правилам социального найма без права приватизации, поскольку джаги бесплатно все равно ничего себе не возьмут, а выкупить квартиры пока что не в состоянии. Единственным исключением оставалась земля под храмы. Таковые должны были быть в любой джагской общине и находиться в ее коллективной собственности. Свои культовые сооружения джаги намеревались возвести собственноручно из доставленных ими же бревен, а за землю готовы были заплатить урожаем овощей, уже вторым по счету, который опять же некуда было девать. Городские чиновники чертыхались и мучительно думали, куда же пристроить это свалившееся на их головы добро, но от заключения сделок с натуральной оплатой не отказывались, поскольку иначе джагов не заполучить, а они нужны.
Один из микрорайонов, куда предполагалось заселить джагов, оказался неподалеку от дома Свечникова в Москве. Раньше там была промзона, ее ликвидировали, а освободившуюся территорию определили под жилую застройку. На джагов, естественно, тогда никто не рассчитывал, но теперь мэрия вовремя подсуетилась и выкупила строящиеся площади под социальное жилье, благо, оно и было эконом-класса. Участок земли под джагский храм тоже удалось выделить, и там вскоре закипела работа. В отличие от работающей рядом строительной компании, джаги даже не потрудились оградить забором свою стройплощадку, ходи и смотри кто хочет. Георгий, понятное дело, такого шанса упустить просто не мог.
Строение предполагалось одноэтажное, поэтому с фундаментом сильно не мудрили, поставив по периметру бетонные блоки. А дальше на стройку повезли бревна, уже ошкуренные, обтесанные в нужных местах и даже пронумерованные. Похоже, где-то в северных лесах, спилив строевые сосны, джаги изготовили из них сруб, все подогнали и разметили, и потом этот сруб только дожидался, когда его разберут и перевезут на новое место. Теперь его с завидной скоростью сложили заново, прошпаклевали и аккуратно обили досками с внутренней и внешней стороны. Новомодного сайдинга джаги явно чурались. Свечников сперва гадал, будут ли они еще и печи складывать, как в своих лесных поселениях, но нет, обошлись центральным отоплением, благо, поведенные коммуникации были рассчитаны на весь строящийся микрорайон. От водопровода и электричества строители храма тоже не отказались. Здание выглядело крепким и добротным, вот только архитектурными изысками взор не баловало. С виду это был такой же деревянный барак, как и храм в некогда посещенной Георгием джагской общине.
Внутрь джаги тогда никого не пустили, здесь эта ситуация повторилась. Приемной комиссии пришлось принимать здание еще до его окончательной отделки. Дали убедиться, что потолок тут на голову не рухнет, электропроводка правильно изолирована, есть отопление, вода и канализация, и попросили на выход, мол, что здесь потом будет размещено и как именно разукрашено, уже не вашего ума дело. Новое строение, тем не менее, было признано готовым к вводу в строй и внесено в городской реестр. Почти одновременно были сданы и жилые здания, так что переезду сюда джагов больше ничего не мешало.
Из каких мест они сюда добирались? Георгий решил устроить опрос новоселов и выяснил, что из самых разных общин. Приезжали по одной или две семьи, в которых было больше рабочих рук и, главное, желания жить в большом городе. Один из его новых знакомых по имени Ингау признался, что он и в Джаганате проживал в столице страны, так что ему, в принципе, не привыкать. Москва, правда, была на порядок больше его родного города, где с трудом набирался миллион населения, да и то предпочитало жить тесными соседскими сообществами, выбираясь за пределы своего квартала только разве что на работу или по крайней необходимости. Ингау там был строителем и здесь уже успел сколотить строительную бригаду из своих соплеменников и найти нанимателей. В будущее он глядел весьма оптимистично и намеревался вести примерно ту же жизнь, что некогда у себя в Джаганате. У них с супругой было трое детей, два мальчика и девочка, что по джагским понятиям считалось даже мало, и старший из сыновей оказался ровесником Игорю - единственному ребенку Свечниковых, который осенью должен был пойти в пятый класс. Идея дружить семьями пришла в голову Георгию, но и Ингау ее не отверг.
Ирина Свечникова давно привыкла, что ее супруг регулярно влезает во всякие авантюры, поскольку дело требует. Сходить в гости к джагам всей семьей? Ну, не съедят же их там и не отравят! Игорь в свои одиннадцать лет отличался любознательностью и тоже ничего против нового знакомства не имел. Будет чем потом в школе похвастаться. Интересовал его, впрочем, только ровесник по имени Гирнау, общаться с девчонками и малышней он не умел и не любил.
Гирнау оказался коренастым блондинчиком, на полголовы ниже Игоря, но при этом шире в плечах. По-русски он говорил с небольшим акцентом, но вполне уверенно, хотя иногда путался в значениях слов. Когда Игорь достал свой смартфон, юный джаг просто глаза выпучил. О существовании компьютеров и мобильных телефонов он, оказывается, и понятия не имел, у них и в Джаганате ничего подобного не было, что уж говорить про лесной поселок, где Гирнау провел два последних года своей жизни. А вот книги у него были, и не только на родном джагском, но и не русском, хотя, конечно, мало, так что подарок, принесенный завзятым книгочеем Игорем, был с благодарностью принят. Но у джагов, оказывается, в таких случаях было принято отдариваться, и Игорю в ответ достался нож ручной работы, деревянная рукоять которого была выточена Гирнау собственноручно, в чем тот с гордостью и признался. Юный джаг, по его словам, неплохо владел не только ножом, но также пилой, топором, долотом и рубанком, и в будущем видел себя столяром-краснодеревщиком. На более интеллектуальные профессии он не претендовал, а может, даже и не ведал об их существовании. Почувствовав себя источником эксклюзивной информации, Игорь принялся активно ею делиться. В родном классе его вот так не слушали! Там вообще все было сложно, слишком умных не очень-то любили, а поговорить о любимых книгах и вообще было не с кем. Гирнау же слушал, что называется, раскрыв рот, и не он один.
Игорь не знал, каково это жить в семье с братом и сестрой, но те его приятели, у которых таковые имелись и кому не повезло оказаться старшим, обычно жаловались на докучливую и не понимающую слов малышню, которые к тому же, чуть что, бегут жаловаться родителям. Девятилетняя Калие и семилетний Айрау в разговоры старших не лезли, стояли так скромненько в стороне, но Игоря слушали и очень внимательно. Это Гирнау, что ли, их так вымуштровал, или они от природы такие тихие. Когда малышей позвали помочь на кухне, Игорь не удержался и задал Гирнаю этот вопрос. Юный джаг сперва даже не понял, а что же в этом такого удивительного, но когда Игорь разъяснил, что у них тут, в Москве, все по-другому, сочувственно кивнул и сказал, что у них, джагов, женщинам вообще не положено встревать в разговоры мужчин, а Айрау хоть и любит ходить за ним, Гирнау, хвостом, но уже прошел свое первое посвящение и потому приучен к дисциплине. Однако на вопрос, что это за посвящение такое, Гирнау отказался отвечать наотрез, мол, боги не разрешают говорить об этом с посторонними. Обо всем другом можно, но о своей вере - ни за что! Игорь подивился, но настаивать не стал, дружба важнее, а Гирнау он уже мысленно записал в свои друзья.
Разумеется, нельзя было не поинтересоваться, где джаги теперь будут учиться. Гирнау сказал, что с сентября им предстоит пойти в соседнюю школу, где, говорят, для них есть свободные места. Именно в этой школе Игорь и учился, и свободные места там действительно были, поскольку школу эту строили с расчетом, что туда будут ходить дети из нового микрорайона. Все складывалось просто изумительно хорошо, и мальчик посоветовал Гирнау записаться именно в его, Игоря, 5а класс. Увлекательную беседу, впрочем, пришлось прервать, когда их позвали на праздничный обед.
Жили джаги, на взгляд Свечниковых, тесновато. Трехкомнатная квартира на пятерых, две комнаты поменьше отведены детям, а большая служит одновременно и гостиной, и столовой, и родительской спальней. Но джаги не сетовали на тесноту, хотя в их лесных теремах у каждого члена семьи имелась собственная комната. Ну да, но там ведь жилье дешевое, самострой, и никаких тебе коммунальных платежей, а здесь еще попробуй прокорми большую семью, когда работает один муж. Супруга Ингау умела шить и возделывать овощи, но кому здесь нужна самодеятельная портниха, а земли нет даже под небольшой огород. Джаги, однако, ни на что не жаловались и даже рады были тому, что удалось, наконец, перебраться в город.
Ирину по ходу дела стал терзать вопрос, почему у джагов такие послушные дети. Ну, бывают, конечно, тихони от природы, но чтобы все трое?! Им с Игорем, конечно, тоже повезло, парень уродился книгочеем, отлично учится и старается вести себя примерно, но из общения с подругами она знала, что раз на раз не приходится, и некоторые, намучившись с первым, даже не решаются завести второго. Из деликатности напрямую спрашивать она об этом не стала, только похвалила за столом джагских отпрысков. Те скромно потупились, а родители их стали отнекиваться, мол, дети у нас вполне обычные, иногда даже шалят, не перехвалите, но потом конфиденциально все же сознались, что у них в общинах ничьи дети чужими не считаются, так что все взрослые члены общины следят за поведением всех детей, да и вера их тому способствует. Как именно? А вот об этом, извините, говорить не имеем права, боги не дозволяют делиться этим с непосвященными. Что на разговоры о вере у джагов наложено жесткое табу, Ирина давно знала от мужа, так что даже и не удивилась, вот только как этот их культ может быть связан со столь эффективным воспитанием послушания? Была в этом какая-то тайна, ей, увы, недоступная.
А вот предложенные джагами угощения всем Свечниковым понравились, хотя на столе даже мяса не было, лишь запеченная рыба и обилие овощей, приготовленных самыми разными способами. Джаги ими, в основном, и питались, и этого им вполне хватало. Они этих припасов и в город навезли столько, что забили ими все чуланы. Ирина взяла немного на пробу (ну, в качестве ответной благодарности джагов за принесенные Свечниковыми подарки) и переписала рецепты понравившихся блюд. В конце концов, едим же те же заморские авокадо, можно и тут расширить ассортимент, а потом попросить семена и высадить у себя на дачном участке, раз эти джагские овощи хорошо переносят наш климат и почвы и не страдают при этом от разных вредителей.
В итоге Свечниковы дружно сошлись, что первый опыт общения с джагами оказался удачным. Георгий решил подготовить на эту тему большой материал для своего блога, а Игорь был просто рад, что обзавелся новым другом, пусть тот и не во все его посвящает.